Кинорецензии

Параноидальный триллер о проблемах американской психиатрии

Кинообозреватель «Флюгера» посмотрел в кинотеатре «Факел» новый фильм Стивена Содерберга «Не в себе» и до сих пор оглядывается по сторонам.

30 марта 2018
Алексей Ларин
17574

«Не в себе»
США, 2018
триллер
18+
Режиссер Стивен Содерберг («Побочный эффект», «Траффик», трилогия про «Друзей Оушена»)
Актеры: Клер Фой, Джошуа Леонард, Джуно Темпл, Сара Стайлс, Марк Кадиш, Эми Ирвинг, Колин Вуделл, Мира Лукреция Тейлор и другие


Девушка по имени Сойер (Клер Фой) когда-то в прошлом стала жертвой преследователя (Джошуа Леонард), который никак не мог смириться с тем, что его любовь безответна, и всюду ходил за нею по пятам. В итоге суд предписал ему не приближаться, а сама Клер на всякий случай перебралась в другой штат. Впрочем, даже после этого страхи ее не покинули: ей всюду мерещится все тот же назойливый сталкер, периодически ее накрывают панические атаки. Сойер обращается в психотерапевту. Врачица все вежливо выслушивает, потом дает подписать какие-то бумаги — якобы про неразглашение и прочие формальности, — а затем внезапно показывает пациентке ее койку в стационаре. Вскоре госпитализированная против собственной воли девушка начинает натыкаться в клинике на своего преследователя и совершенно не может понять: то ли она действительно спятила, то ли это какой-то жуткий заговор.

claire-foy-in-unsane

Стивен Содерберг, конечно, в своем репертуаре. Во-первых, он в очередной раз (после «Эроса» и «Побочного эффекта») проехался катком по психиатрии, где к лечащему едва ли не больше вопросов, чем к больному. Во-вторых, автор чрезвычайно плодовит, и потому к производственному процессу подходит весьма формалистски, пытаясь его максимально оптимизировать. В итоге «Не в себе» был снят на несколько iPhone 7 Plus всего за две недели — в это же время он параллельно сразу монтировался.

17575

Распространяться о психиатрии в данном случае не стоило бы, чтобы не портить зрителям перспективного просмотра. Но мимо того факта, что съемка айфоном дает крайне специальный эффект, — не пройдешь. Содерберг здесь отнюдь не первый: до него были и Шон Бэйкер с успешным в фестивальном смысле «Мандарином», и даже автор великого «Олдбоя» кореец Пак Чхан-ук с короткометражным триллером «Ночная рыбалка». Но, пожалуй, впервые только у Содерберга съемка на мобильную камеру дала такой потрясающий сюрреалистический эффект, крайне уместный в стенах дурдома. Ловкие необычные ракурсы (для которых профессиональную технику пришлось бы монтировать часами), «неправильные» крупные планы — все это создает ощущение легкой одури фильма и спонтанности в стиле инстаграмовских сториз. То что нужно для передачи состояния героини, балансирующей на грани собственного безумия и безумия окружающего мира.

17577

При этом чувствуется, что Содерберг явно смакует новый для него творческий простор и добрую половину фильма не торопится толкать вперед историю, которую рассказывает в фильме, — больше концентрируясь на медленно нарастающем саспенсе. Оттого еще удачнее, ярче и более хлестко выглядит финальная часть ленты, где автор ступает на новую для себя территорию хоррора.

17573

Парадокс «Не в себе» в том, что при всей странности, психоделичности и параноидальности картины — сюжет оказывается, мягко говоря, крайне реалистическим и рациональным. Это, пожалуй, самое сильное место фильма в плане остроты ощущений: от осознания того, что так действительно бывает, намного страшнее, чем от любых бу-эффектов.