Кинорецензии

О каких кинопремьерах будет модно говорить этой осенью

С 9 по 16 сентября во Владивостоке проходил международный кинофестиваль «Pacific Meridian», собравший работы восточных и западных режиссеров. Ольга Кобченко и Марина Кутилова посетили фестиваль и написали специально для «Флюгера» о фильмах, показавшихся им наиболее примечательными. Они выделили четыре киноленты, не вошедшие в шорт-лист конкурса, но о которых можно будет вести интеллектуальную беседу, основанную не только на громкой, «балерино-императорской» картине этого года.

27 сентября 2017
Ольга Кобченко, Марина Кутилова
59bb2e90dadcf


АРИТМИЯ


Фильм Бориса Хлебникова «Аритмия» попал в программы многих российских и международных кинофестивалей и уже забрал статуэтку с Кинотавра в рубрике «Главный приз». Не удивительно — в нём есть то, что так близко нашему зрителю: начиная с проблем здравоохранения и заканчивая разводом, который по статистике случается в каждой второй российской семье.

Главный герой — молодой врач скорой помощи Олег — разрывается между спасением жизней в рамках системы, не учитывающая индивидуальность каждого человека (да и в целом, мало печется о здоровье пациентов), и любимой женой, которой он не может уделить достаточно времени из-за работы.

News-aritmiya-borisa-khlebnikova-na-syemkakh-filma

Лента именно с таким сценарием могла быть трогательной и душераздирающей, но по факту мы имеем иное представление: личный подход к каждому пациенту оборачивается неоправданными рисками и соответствующими последствиями. Герой бунтует против системы не потому, что она порочна, а потому, что ему «непривычно» и «неудобно». Жена просит от него уважения и внимания, которое он не в состоянии ей дать не из-за работы, а по причине регулярных «свиданий с бутылкой».

Как итог, Олег вовсе не спаситель, жертвующий собой, а недалёкий и хамоватый алкоголик, и сопереживать мы можем не ему, а только его пациентам.

Фильм стоит смотреть любителям «жизненного» кино. Манера съёмки очень близка к документальной, да и сами герои прописаны очень живыми. Однако если вы ждёте историю про Алёшу Поповича 21 века, боюсь, вас постигнет разочарование.


РУССКИЙ ТУР


Съемки документального фильма Михаила Бушкова «Русский тур» проходили в многих городах России (даже в Комсомольске): группа европейских авангардно-джазовых музыкантов отправляется в музыкальный тур на автобусе через всю Россию — от Москвы до Владивостока. Камера следует за автобусом и его пассажирами, которые забираются дальше и дальше в «русскую реальность», где играет «Запахло весной».

Герои фильма иногда рассказывают о культурных и религиозных различиях: почему швейцарцы так нейтральны к изменению мира; что есть уважение к женщине для мусульман. Каждый из них делится музыкальным опытом и соединяет народные инструменты в один поток, получая на выходе совершенно удивительное звучание.

Картина часто затрагивает пессимистичные моменты: конфликты с сибирским народом, разруха, «звериные» образы зрителей, нападающих с интересом на артистов после концертов.

Редкие кадры показывают особенности городов или людей, проживающих в них. Только советские актовые залы, малочисленные концерты, незаинтересованность людей в культуре и вечно двигающийся автобус. Итога в фильме как такого нет — что очень огорчает.


КВАДРАТ


Новый фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда «Квадрат» — это классический пример того, как нужно снимать кино, чтобы оно завоёвывало награды на фестивалях (например, золотую пальмовую ветвь).

Социальные проблемы, жестокость капиталистического общества, непременный открытый финал, оставляющий вопрос зрителю для размышления в качестве «домашнего задания». Кажется, что сценарий картины пытается уместить в себе слишком много идей одновременно. В центре повествования Кристиан — красивый и богатый арт-директор, волей случая сталкивающийся лицом к лицу со значительно менее обеспеченным слоем населения. И, несмотря на разнообразие поднимаемых проблем, в общем смысле они являются отражением самой главной беды — капиталистического общества. Не так уж важно, что герой организовывает выставки — достаток делает его личность. Выставляя кусок квадратного пола, внутри которого, согласно концепции, все равны, он еще раз доказывает: равенство никогда не будет достигнуто.

003(118)

Современное искусство здесь высмеивают как развлечение только для богатых. Фильм постоянно иронизирует сам над собой, но иногда это выглядит как крик о помощи. Усугубляется положение идеей о рамках социального равенства, в которые загнали себя сами шведы. Конечно, это напрямую связано с капитализмом, как и затрагиваемый вопрос доминирования в сексуальных отношениях. В теории — кино о проблеме, которая касается каждого. По факту — просто и скучно. Нет, не из-за документальной манеры съемки или долгих кадров, а потому что режиссёр не привносит ничего нового. Кино выглядит как попытка выжать что-то цельное из уже полностью отжатой темы социально-экономических взаимоотношений.

Возможно, критики найдут в картине достаточно аллюзий и скрытых смыслов, однако для обычного зрителя «Квадрат» будет выглядеть не интересней среднестатистической для прокатов драмой.


КАК ВИТЬКА ЧЕСНОК ВЕЗ ЛЕХУ ШТЫРЯ В ДОМ ИНВАЛИДОВ


«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» — полнометражный режиссерский дебют выпускника ВГИКа Александра Ханта. При просмотре он отталкивает и притягивает одновременно.

«Теснота» Кантемира Балагова, получившая Гран-При Pacific Meridian 2017, и «Как Витька Чеснок…» находятся на противоположных берегах молодого авторского кино в России. Балагов ставит на серьезный интеллектуализм. Он использует сложный язык современного фестивального кино, чтобы раскрыть пучок поднятых проблем. В свою очередь Хант маскирует серьезное высказывание под музыкально-визуальный китч, культивируемый рэп-культурой в YouTube. Клиповый монтаж, агрессивные образы и саундтреки от «Грибов» до «Хаски» режиссер не складывает в поделку. Он создает фактурную и проработанную вселенную, где живут современные герои географической и экономической окраины России.

21009783-971911

Отправившись сдавать отца в инвалидный дом ради собственных целей — получить квартиру и уйти из семьи к любовнице, — Витька Чеснок попадает на путь обретения себя. Яблочко от яблони далеко не падает: отец, Леха Штырь, как и любой другой обычный человек, также в поиске своей «истины» (а может, прощения и спасения под конец своей жизни). Девиз (и по совместительству слоган фильма) «Стань тем, что ты есть» поведет за собой обоих. Чеснока со Штырем будут ждать препятствия, как повод для рефлексии: девушка с татуировкой единорога на груди, темный лес, огнестрельное оружие и нескончаемая трасса, слегка отдающая ужасом. Герои окажутся перед выбором: с одной стороны — человечность и борьба, с другой — месть и смирение.


«Меридианы Тихого», как и другие качественные кинофестивали, показывает спорные, но оттого интересные картины. Это повод подумать над тем, что уже было высказано, и о чём промолчали. И потому не так уж и важно, как оценили ленту другие, предлагаем сделать это вам самим.