Кинорецензии

Фаталистический хоррор о том, как бесит, когда все пытаются с тобой заговорить

Кинообозреватель «Флюгера» посмотрел в «Факеле» новую часть хоррор-франшизы «Хэллоуин» и больше не выйдет ночью из машины и не пойдет смотреть, что там за странный автобус перевернулся и почему по дороге бродят психи в белых одеждах.

22 октября 2018
Алексей Ларин
001

Хэллоуин
США, 2018
ужасы
18+
Режиссер Дэвид Гордон Грин
Актеры: Джейми Ли Кёртис, Джуди Грир, Энди Мэтичак, Джеймс Джуд Кортни, Ник Касл, Халук Бильгинер, Уилл Пэттон, Риан Риис, Джефферсон Холл, Тоби Хасс и другие


Для тех, кто не ориентируется в 40-летней франшизе «Хэллоуин», приведем краткую предысторию. Оригинальную картину снял Джон Карпентер в 1978 году. Лента рассказывает о Майкле Майерсе, который в шестилетнем возрасте в праздник Хэллоуин без причин порешил собственную пышногрудую старшую сестру. Власти не добились от юноши никаких объяснений и поместили его в психушку, откуда он сбежал спустя 15 лет: вернулся в свой тихий микрорайон в тот же праздник, украл в магазине знаменитую уродливую белую маску и принялся неторопливо кромсать местных безмозглых тинейджеров. Население городка он успел сократить на пять человек, но так и не добрался до главной цели — Лори Строуд (эта роль открыла для 20-летней Джейми Ли Кёртис дорогу в Большой Голливуд).

2752

Картину Карпентера зрители встретили с бешеным восторгом, она добилась колоссального коммерческого успеха, стала классикой, культом и жанровым стандартом и обогатила индустрию ужасов россыпью новаторских приемов. И, естественно, быстро стала франшизой. За последующие десятилетия число преимущественно бездарных продолжений и перезапусков «Хэллоуина» подобралось к десяти. Но новый фильм, который выходит в прокат к сорокалетию хоррор-серии, практически игнорирует все сиквелы и ремейки, не считая глумления над отдельными их эпизодами. Его следует считать прямым сюжетным развитием первого фильма 1978 года.

1717782

Итак, события новой ленты происходят в 2018 году — через 40 лет после той ночи, когда беглый псих Майкл Майерс погубил пятерых. Теперь он снова заточен в дурдомовские кандалы и пользуется заметным интересом публики: и врачи, и журналисты пытаются выпытать у него что-нибудь о его богатом внутреннем мире, мотивации поступков и отношении к жизни. Сам Майерс безмолвен и привык не размениваться на болтовню, а сразу недвусмысленно резать, душить или колотить собеседника головой о твердую поверхность.

4272

Его несостоявшаяся жертва (все та же Джейми Ли Кёртис, мимикой напоминающая Брюса Уиллиса) за это время слегка помешалась в ожидании того, как псих опять сбежит на волю и вернется за ней. Она перессорилась с семьей, поселилась отшельником в лесном домике, а погреб под кухней превратила в бункер со стеллажом винтовок. Разумеется, именно 31 октября лучшие умы Америки решили перевезти опасного психа из одной лечебницы в другую: автобус с шизиками перевернулся, Майерс сбежал и снова приковылял в родной городок ради встречи с Лори Строуд.

27282

Ничего новаторского в «Хэллоуине» 2018 года нет, но это его не портит.
Музыка осталась прежней, менять ее было бы кощунством. Безусловно, тот самый саундтрек радует: его Карпентер лично сочинял в 1978 году, а здесь специально доработал, осовременил заглавную тему и эпизодически дополнил ее мощным дарк-синтом.
Фильм достаточно жесток и натуралистичен, как и положено нынешнему слэшеру, хотя до Роба Зомби, который к франшизе тоже пару раз приобщился, ему в плане кровищи далеко.
Поступки действующих лиц — как и принято по канонам жанра — временами глупы и безрассудны, но уже в меру, не до такой степени, как в 80-е годы того века.
Местами он действительно страшен — и не только бу-эффектами, но и атмосферой кошмара. К тому же авторам нравится водить зрителя за нос: порой может возникнуть ощущение радикального перелома в истории, после которого сюжет покатится по совсем неожиданной траектории.
Все это в целом исполнено вполне убедительно. Раздражения фильм не вызывает, а местами действительно завораживает. Учитывая, что попыток перезапусков и ремейков история кинематографа знает множество — эта далеко не из дурных.

52542

Новый «Хэллоуин» очень мило иронизирует над жанром: чего стоят одни только вступительные титры с тухлой тыквой, которая постепенно «оживает» и принимает нормальную свежую форму. Это явный жест средним пальцем в адрес предыдущих кинодельцов, бездарно паразитировавших на франшизе, — и этот жест режиссер покажет не только в титрах. С другой стороны, это декларация о намерениях: какой бы тяжелой ни была судьба этой серии ужастиков — «Хэллоуин» все еще может быть бойким; как бы ни был стар Майкл Майерс — он привычно медленно ходит, но убивает теперь максимально уверенно, молниеносно и эффектно. Тыква — ягодка опять. При этом картина уважительно относится к классике, а потому следует стилю и приемам оригинальной ленты и находчиво цитирует отдельные карпентеровские эпизоды. И это отдельная история.

52752

«Хэллоуин» — абсолютно фансервисное явление, то есть кино изо всех сил спекулирует на ностальгии по первому фильму: режиссер только разве что не переснимает буквально некоторые сцены из оригинала, но делает достаточно, чтобы зритель о них вспомнил. В этом эффекте узнавания есть свое обаяние. И настойчивость, с которой автор проделывает этот трюк раз за разом, обескураживает. Будто спятивший садовник решил тухлую, потерявшую форму и дурно пахнущую тыкву пронести от стола, где ей поплохело, по всему маршруту, которым она и попала на кухню: вдруг, если занести ее обратно в парник, где она выросла и была срезана, плод воспрянет, посвежеет и примет прежний аппетитный вид. Тыква, может, и не воспрянет, а вот очевидцы угорят по полной программе.

27228

Впрочем, для фанатов у режиссера Дэвида Гордона Грина есть не только ворох остроумно вплетенных в фильм пасхалок, но и вопросы о самом фанатизме. Слишком много кинематографистов (включая Грина) рады хайпануть на франшизе. Слишком сильно режиссер привязывается к оригиналу, пытаясь правдами и неправдами вступить с ним в родство. Слишком у многих персонажей обнаруживается нездоровое желание поиграть с маской Майкла Майерса и понять природу зла. Слишком сильно по степени помешательства и одержимости приближается к маньяку героиня Джейми Ли Кёртис, не способная жить ничем иным, кроме жажды прикончить психа. В этом смысле в новом «Хэллоуине» заметно пугающее фаталистическое начало: будто шизик Майкл Майерс своими похождениями не только проливает чужую кровь, но и осеменяет всех, кто становится свидетелями его «подвигов».