Кинорецензии

Рождественская трагикомедия о том, как немножко измениться к лучшему

Обозреватель «Флюгера» посмотрел в Кинотеатре «Факел» главную конкурсную картину «Оскаровской» гонки — миролюбивую «Зеленую книгу» с лучшими актерскими работами Вигго Мортенсена и Махершалы Али.

27 января 2019
Алексей Ларин
cover

Зеленая книга
США, 2018
драма, комедия, биография
16+
Режиссер Питер Фаррелли
Актеры: Вигго Мортенсен, Махершала Али, Линда Карделлини, Себастьян Манискалко, Димитар Маринов, Майк Хаттон и другие


1962 год. Пианист-виртуоз (Махершала Али) нанимает водителя (Вигго Мортенсен) для гастрольного тура. Пикантность этому рисковому приключению придают сразу несколько деталей. Музыкант — Дон Ширли — успешный, богатый, утонченный, надменный сноб, впрочем, чрезвычайно воспитанный и предупредительный. Шофер по кличке Тони Болтун — кабацкий вышибала, недалекий, прямолинейный, несдержанный хам. Дон Ширли — чернокожий пианист, а в южных штатах, где ему придется выступать, до сих пор линчуют негров. Тони называет таких баклажанами, а стаканы, из которых пили афроамериканские уборщики у него дома, брезгливо выбрасывает в помойку. И все же Дону Ширли нужно как-то уцелеть в этой поездке, а Болтуну — заработать приличные деньги, которые пообещал работодатель.

В помощь им дают «Зеленую книгу негритянского автомобилиста» — реально существовавший в США справочник с заправками, мотелями и кафе, хозяева которых готовы обслуживать чернокожих. В остальных заведениях в лучшем случае извинятся и укажут на дверь, в худшем — надают тумаков.

28374

«Зеленая книга» — от которой можно было ожидать буквально чего угодно — оказалась максимально неожиданным произведением, разорвавшим добрую дюжину шаблонов. А если получит главную награду на «Оскаре» (вполне заслуженно), то расправится и с еще одним системным стереотипом.

Тут впору бы начать стонать о том, что фильм спекулирует на беспроигрышной комбинации ингредиентов, необходимых для премии, что это очередной оскар-бейт, что академикам ни совесть, ни привычки не позволят проигнорировать кино о расизме и социальном неравенстве, да еще и биографический. Эта популярная теория заговора и во многих других случаях не выдерживает никакой критики, но уж с «Зеленой книгой» такие домыслы будут абсолютным промахом.

CNS-SHIRLEY-CUA-GREEN-BOOK

Конечно, проблема узаконенной в условной Алабаме тех времен расовой сегрегации в картине проходит лейтмотивом, а сам факт существования такого зеленого путеводителя (о котором большинство современной публики до появления этого фильма знать не знало) и прочие изощренные унижения чернокожих — не на шутку шокируют. Но куда сильнее и ярче в этой истории столкновение двух людей из разных социальных и культурных вселенных — на нем построено большинство гэгов в фильме (совершенно потрясных по качеству юмора и актерскому исполнению). Однако даже эта проблема не самое главное в «Зеленой книге». В конце концов, куда глубже, тоньше и значительнее кажется момент, когда между пассажиром и водителем при всей их несовместимости вдруг возникает химия именно благодаря музыке.

28375

Вообще, этот фильм при всей серьезности описываемых ситуаций совсем не пытается быть социальным высказыванием, избегает дидактичности, не стремится кого-то научить, изменить мир или хотя бы освистать плохих и приласкать хороших. И это большая редкость в современном Голливуде. «Зеленая книга» просто рассказывает классную историю о дружбе, а все остальные этические метаморфозы со зрителем если и происходят, то сами собой, без режиссерских стимуляций. И в итоге зритель уходит с сеанса в состоянии абсолютного волшебного счастья, став хотя бы чуточку лучше. Поэтому совершенно неважно, что там будет на «Оскаре», чего себе надумают академики и в чью пользу, как у «Ла-Ла Лэнда», в этот раз могут отнять заслуженный приз. Главное с «Зеленой книгой» уже произошло: на кинофестивале в Торонто фильм получил единственную существующую там награду — приз зрительских симпатий. Никакого высоколобого жюри в Торонто нет, только простые смертные посетители кинотеатров, поэтому выигрывает там всегда поистине народное кино. И «Зеленая книга» — кино именно такое.

28378

Аналогия с «Ла-Ла Лэндом» не случайна. Обе эти истории — откуда-то из далеких от нас десятилетий «Золотого века» Голливуда, где кино умело быть одновременно важным и добрым, говорило о серьезных вещах, не заражая зрителя депрессией, не скатываясь в пошлость и не шарахая беспощадно человека по голове Большой Идеей. Когда люди выходили из зала с ощущением праздника, легкого флера разлившегося вокруг рождественского чуда, в которое совсем не верить так же глупо, как и верить в него безоглядно. «Зеленая книга» — будто перерождение «Этой замечательной жизни» Фрэнка Капры, не меньше.

28373

Чуть ли не главное крушение шаблона связано с фигурой режиссера Питера Фарелли — известного мастера низовых комедий про пердёж («Тупой и еще тупее», «Я, снова я и Ирэн», «Муви 43» и т.п.). Автор долгое время запугивал всех вокруг, что впервые в своей жизни снимает драму (отчего становилось по-настоящему жутко), однако на экраны выпустил все-таки комедию, но совсем без тени идиотизма. Здесь Фарелли и его соавторы Ник Валлелонга и Брайан Хэйес Карри демонстрируют действительно феерическое чувство юмора без малейшего намека на вульгарность, при этом не забывая о драме, от которой в этой истории все-таки никуда не деться. Получилось идеальное трагикомическое произведение с добрыми слезами сквозь смех и оптимистическим взглядом на окружающий мир, к которому тем не менее остается очень много сложных вопросов. Это кино с эталонным балансом серьезного и комического.

Так что, если на «Оскаре» «Зеленую книгу» провозгласят лучшим фильмом года, то никак не от того, что она идеальный кандидат на такое звание, а скорее даже наоборот, и в этом ее радикальность. Ее сила в миролюбии и смирении. В эпоху повсеместных обличительных выпадов, феминистских крестовых походов и воинствующей толерантности — это глоток свежего воздуха, почти контркультурное явление по нынешним временам.