Кинорецензии

Душераздирающая драма о том, как потенциальные олимпийцы становятся паралимпийскими героями

Кинообозреватель «Флюгера» посмотрел в «Факеле» отечественную спортивную драму с парадоксальным названием «Со дна вершины», чешет ногу и отмечает новые жанровые успехи российского кино.

2 марта 2018
Алексей Ларин
15858

«Со дна вершины»
Россия, 2017
спортивная драма
12+
Режиссеры: Яна Поляруш, Тамара Цоцория, Константин Кутуев
Актеры: Павел Шевандо, Константин Белошапка, Наталья Бергер, Владимир Вдовиченков, Ксения Кузнецова, Сергей Никоненко, Ирина Розанова, Сергей Пускепалис, Нонна Гришаева и другие


Герои этой картины — три старшеклассника из Мурманской области. Девочка Лина выкручивает мозги двум своим друзьям-одноклассникам Алексею и Косте. Оба — лыжники, соперничающие и за победы в гонках, и за любовь Лины. Она обещает им разобраться в себе и однажды сделать выбор, а пока изгаляется, затевая между ними соревнования разной степени спортивности. Они, через край одуревшие от гормонов, ведут себя оправданно возрастом по-мальчишески глупо, хотя часто и благородно. С гонками все сложнее. Обычно Алексей, который входит в дом через окно и катается на велике задом наперед (отсюда и абсурдистское название ленты), побеждает. Но однажды падает с подъемника на горнолыжке. Сперва его попытаются выходить, но в итоге оттяпают обе ноги. Казалось бы, лыжбе конец, но парень соберется духом, заручится небольшой поддержкой этого холодного мира и еще всем покажет.

15852

Примечательно, что у этой картины судьба вполне рифмуется с историей ее героя (частично, кстати, основанной на биографии российского двукратного паралимпийского чемпиона Алексея Мошкина, который даже прокатится в кадре). Фильм выстрадан за много лет, ему переписывали вдоль и поперек сценарий, ему сменили трех режиссеров, потом еще долго искали деньги. За это время успели выйти крайне бодрая отечественная «Легенда № 17» и еще более бодрое «Движение вверх», сокрушившее все рекорды российского проката. Сложно даже представить, каково было наблюдать эти успехи картин, произведенных как по маслу, авторам «Вершины». Хуже того, по качеству новой ленте абсолютно точно не догнать своих предшественников. Впрочем, это не значит, что она не найдет своего зрителя.

Тотальные переделки сценария и почти полные пересъемки разными режиссерами, как это ни странно, не лишили фильм цельности. Он на удивление выглядит, будто таким и был задуман.

15847

«Со дна вершины» — очень слезливая драма. И зрителя она требует соответствующего: выносливого любителя таких методов воздействия на психику. Практически в каждой сцене авторы картины делают все, чтобы у смотрящих сводило скулы от горечи или умиления (первое как правило удается им намного сильнее). В ход идут все методы: и, пусть глупые, но как правило вполне жизненные сюжетные повороты; и пронзительный саундтрек (вплоть до духоподъемного рэпа); и игра актеров — весьма отчаянная, хоть исполнители и не слишком опытны; и почти самопожертвенные эпизодические роли более крупных артистов (Пускепалис, Гришаева) или телезвезд (Черданцев). В искусстве создать одну душераздирающую сцену за другой, а потом продолжить третьей и далее, не останавливаясь, — создатели фильма натренировались изрядно. На титрах встаешь с кресла почти в тряске, с трудом сглатывая.

15857

История к тому же тоже очень честная. Местами, возможно, не в кассу нашему государству, потратившему на фильм какие-то деньги, слишком честная. Тут возникает коллизия, когда на любого такого героя любая, по большому счету, страна захочет повесить свой логотип. Но иногда это выглядит, с патриотической точки зрения, сомнительно. Когда сперва на горнолыжке трагическое происшествие проспит контролер канатного подъемника, потом наша медицина опустит руки, затем инвалид столкнется с полностью недоступной средой (она у нас только в Сочи иная)… Герой правда вызывает гордость и трепет. Тем зрителям, что с ногами и руками, но так часто и остро страдают от драматического расставания с диваном, — совсем придется несладко: парни без ног, способные на вдесятеро большее, чем мы, производят неизгладимое впечатление. И переживаний такого рода в этом фильме предостаточно. Но как быть со страной, которая сперва не убережет тебя, потом не вылечит, а затем окунет по уши в свой примитивный бытовой дискомфорт? Это, разумеется, тема для другого разговора. Фильм «Со дна вершины» не об этом.